Имя Пароль   регистрациязабыл пароль Слушать радио "Сибирь" on-line Игры Правила Жители Авторские фотографии Улан-Удэ. События, люди, пейзажиФото Кто и где сейчас на сайтеКто на сайте? (52)
Главная
О нас
Рекламодателям
Горсправка
Интернет-конференции
Игры, викторины,
конкурсы
Новости
Новости компаний
Новости сайта
Народные новости
Интервью с...
Автомания
Бизнес, экономика
Дари добро
Дети
Здоровье
Компьютеры
Конкурсы, семинары
Культура
Кухня
Мода и стиль
Наука, Образование
Полезные советы
Политика
Рекламный навигатор
Спорт
Туризм
Юмор
Видео
Гороскоп
Доска объявлений
Панорамы города
Фотогалерея
Фотоконкурсы









Ремонт ПК, ноутбуков и бытовой техники
  Наш сервис осуществит качественный ремонт ноутбуков или ПК в короткие сроки, и наш мастер быстро и качественно устранит поломку. Мы решаем огромное количество проблем, помогаем при покупке новог...
(Услуги) 13.02.17   Комментариев (0)
Продам щенков акита-ину (Чита)
  2 чудесные рыжие девочки породы акита-ину (Хатико) ждут своих любящих хозяев. Щенкам скоро исполнится 4 месяца. Девчонки растут активными, игривыми и очень сообразительными! Порода подходит ...
(Частные) 27.01.17   Комментариев (0)

Все объявления

   Где я? Наука, Образование Школьное Почему советская школа была лучше нынешней
Почему советская школа была лучше нынешней

Почему советская школа была лучше нынешней

7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей

18 апреля закончилась досрочная сдача ЕГЭ. Специалисты констатируют отсутствие принципиальных нарушений. Но повлияет ли налаженный контроль над тестами на знания школьников, которые в советское время не подвергались сомнениям? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Российское самопознание

Статья № 7 «Закона об образовании» предписывает ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и так далее. Если попытаться понять эти фразеологизмы, то их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию. Вместо того чтобы заставлять учеников зубрить и дотошно проверять их знания, учитель предлагает детям самостоятельно разбираться с темами. В конце концов, федеральные государственные стандарты лояльны к отрицательным результатам, проще говоря, к двойкам. В частности, в нормативах сказано - «не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования». Кстати, в СССР двоечников оставляли на второй год.

Тинэйджеры по-итальянски

Составители новой российской системы образования, по мнению многих экспертов, скопировали формат большинства западных школ, главный постулат которой звучит так: «хочешь учиться – учись». Между тем, учителя бьют тревогу по поводу отсутствия у старшеклассников чувства ответственности, которое было характерно для советских выпускников. У многих молодых людей, закончивших современную школу, наблюдается психология тинэйджеров. Доцент кафедры социологии Лондонской школы экономики Екатерина Хаким отметила, что две трети молодых девушек в Европе категорически не хотят работать, ставя главной целью своей жизни удачное замужество. В России таких – уже половина. О том, как «самопознавательная» образовательная система, принятая на Западе, влияет на взрослую жизнь, можно наблюдать в странах ЕС. По статистике, 80% тридцатилетних поляков, итальянцев и греков живут с мамами и папами, а в Англии половина всех молодых людей регулярно требует от родителей деньги на проживание. Об этой проблеме говорит советник директора Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов: «Повальная постподростковость - это не персональный выбор итальянцев или японцев, это глубокая деформация, кризис уже в запущенной стадии».

Чистописание: кара или необходимость?

Западный подход в корне противоречит русской этнопедагогике. К примеру, чистописание требовало от детей усидчивости и концентрации внимания. Каллиграфия была единственным предметом, унаследованным советской образовательной системой от царской начальной школы. «В воспоминаниях тех, кто помнил дореформенные уроки чистописания (до 1969 года), последние очень часто изображаются как кара и проклятие маленького человека, - поясняет филолог, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН Константин Богданов. - Маршалл Маклюэн (выдающийся теоретик XX века в области культуры и коммуникаций), а вслед за ними другие специалисты в области медиальной антропологии и теории средств массовой коммуникации много писали о зависимости смысла информации от характера ее медиальной передачи. Образовательная роль чистописания представляется при этом более значительной, чем всего лишь роль начальной стадии в овладении алфавитом, письмом и грамотностью».

Социальные сети вместо учебников

«Степень поколенческой преемственности у детей предреволюционной и советской поры в этом отношении выше, чем у детей, прошедших советскую школу, и тех, кто учится в школе сейчас, - констатирует Константин Богданов. - В последнем случае граница между поколениями пролегает там, где, фигурально выражаясь, заканчиваются чернильные кляксы». Школьные традиции русской, а затем и советской школы полностью вытеснены из нынешнего образа жизни и заменены стандартами западной развлекательной культуры. Касается это, прежде всего, забвения морального кодекса юного человека, имевшего место в СССР. Особенно наглядно это проявляется сейчас – в эпоху интернета. При всех технических плюсах, отсутствие самоцензуры во всемирной паутине приводит к деградации детской личности. «Бесконтрольный интернет калечит детскую душу, - уверены учителя, - школьницы устраивают селфи-сессии, стараясь шокировать публику. Мальчики становятся агрессивными и циничными. Они бравируют жестокостью». По общему мнению педагогов, дети страдают интернет-зависимостью. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на учебники.

Кругозор

Отсутствие требований к системным знаниям сразу же привело к сокращению предметов. В итоге убрали всё, что в советское время способствовало развитию кругозора. Детей, например, не учат астрономии, мотивируя это тем, что и в Америке этого предмета в школьной программе нет, «зато ВВП в разы больше, чем у нас». Кроме того, в российских школах убрали и черчение, мол, теперь проектируют с помощью САПР (системы автоматизированного проектирования). Между тем, по мнению многих математиков, именно черчение развивает геометрическое и пространственное мышление.

СпортО том, что советские школьники и школьницы занимались массово спортом, знают все. К примеру, но нормам ГТО для получения серебряного значка «Смелые и ловкие» учащиеся (мальчики) 1-4 классов должны были пробежать 60 метров за 10.8 секунд, а тысячу метров – за 5 минут, и, конечно же, потянуться на высокой перекладине – 3 раза. Десятиклассникам же предъявлялись требования, которые не под силу большинству нынешних молодых мужчин. Чтобы получить опять-таки «серебро» третьей возрастной ступени «Сила и мужество», необходимо было пробежать три тысячи метров за тринадцать с половиной минут, и проплыть «пятидесятиметровку» - за пятьдесят секунд. Кроме того, требовалось подтянуться на перекладине девять раз. Ставились и другие задачи: метнуть гранату весом 700 г на 32 м (для юношей); выполнить упражнение по стрельбе из малокалиберной винтовки (дистанция 25 м, 5 выстрелов) с результатом: из винтовки типа ТОЗ-8 - 30 очков, из винтовки типа ТОЗ-12 - 33 очка. По статистике, в СССР более 58 миллионов человек в 1972-1975 гг. сдали нормы ГТО, в том числе большинство школьников.

Нынешние нормы ГТО явно проигрывают советским. К примеру, 17-ти летнему юноше для получения «серебра» надо пробежать три километра за 14 минут и 40 секунд, а «пятидесятиметровку» - лишь бы проплыть.

ЕГЭ и золотая медаль

Советская школьная золотая медаль ценилась очень высоко. «После 10-го класса мы сдавали 8 (!) обязательных экзаменов (контрольная по алгебре, геометрия устно, сочинение, литература устно, физика, химия, история, иностранный язык), - вспоминает медалистка СШ № 51 Минска Анна Островская (1986 год выпуска). - Причем письменные работы медалистов - сочинение и алгебру - проверяли несколько комиссий, и школьная, и районная. Помню, очень долго ждали этого подтверждения оценок. К слову, моему однокласснику-отличнику медаль в итоге не дали, но он и без нее поступил в Московский мединститут». По имеющимся на тот момент правилам медалисты поступали в ВУЗы, имея преимущества перед другими абитуриентами. Им необходимо было сдать лишь профильный экзамен. «Блатными» золотые медали стали уже в период перестройки, с появления первых кооперативов, - вспоминает учитель истории Мария Исаева, - но хочу отметить, что, если у преподавателей ВУЗа возникали сомнения в медалисте, следовали серьезные проверки и самые строгие выводы. Когда же перестала работать обратная связь, тогда и школьное «золото» оказалось фальшивым». Что касается ЕГЭ, то вся история этого госэкзамена пронизана скандалами и драмами, в том числе связанными с суицидами школьников. При этом вузовские преподаватели не раз высказывали сомнения в достоверности этих тестов.

«Безусловно, нынешняя система школьного образования нуждается в реформировании, - говорит профессор, теоретик науки Сергей Георгиевич Кара-Мурза. – Мы, к сожалению, не видим научных открытий мирового уровня, сделанных выпускниками российских школ, хотя прошло много времени с 1992 года, который разумно взять за точку отсчета. Приходится констатировать резкое ухудшение качества знаний современных детей».

«СП»: - В чем же причина такого положения вещей?

- Здесь логично вспомнить предысторию, чтобы оценить уровень проблемы. До Великой буржуазной революции во Франции имелись религиозные школы, выпускники которых, получая целостное представление о мире, становились личностями в высоком смысле этого слова. Способ обучения имел университетскую основу. После же буржуазной революции некоторых детей стали учить по этой же университетской системе, но на научной картине мира. В итоге выпускники этих элитарных лицеев обладали системным взглядом на порядок вещей. Основная же масса училась в школе так называемого второго коридора, получая мозаичное представление о мире. Эта же проблема остро стала и в России в последней трети 19 века, когда появилась массовая школа. Наша русская интеллигенция, воспитанная на классической литературе, отвергала разделение на «два коридора» - на элиту и на массу.

Лучшие умы России считали, что школа должна воспроизводить народ, объеденный общей культурой. О накале страстей вокруг этой проблемы можно судить по участию в этой дискуссии царя и военных министров. После Октябрьской революции в 1918 году был созван первый Всероссийский съезд учителей, который и решил, что школа должна быть единой и общеобразовательной, университетского типа. Теперь же единый подход к образованию университетского типа утрачен. Это, конечно, огромный минус.

«СП»: - Советский Союз был первой страной, который ввел эту систему?

- Да, наша страна стала первой, которая начала учить детей по единому стандарту, не деля детей на элиту и массу. Причем, появилось множество специфических моментов. К примеру, детей за плохую учебу не отчисляли, а устанавливали над ними шефство отличников, которые дополнительно с ними занимались. Я это всё прошел, и скажу так: помогая товарищу, начинаешь по-настоящему понимать предмет. Большинство наших ведущих ученых и конструкторов тоже прошли через систему взаимопомощи своим отстающим школьным товарищам. Приходилось думать, как же объяснить двоечнику, чтобы он понял. Здесь также разумно вспомнить чистописание. Оказывается, что мозг человека имеет особую обратную связь с кончиками пальцев. Отмечено, что в процессе чистописания развивается механизм мышления. Китайцы же не отменили этот предмет, хотя их иероглифы сложнее нашей кириллицы. В целом, советская школа обладала множеством положительных особенностей, которые в совокупности воспитывали личность.

«СП»: - А интернет?

- Интернет – это данность нашего времени, и отрицать или, тем более, запрещать – это глупость. В то же время необходимо вырабатывать эффективные механизмы, которые нивелировали бы отрицательные воздействия всемирной паутины на детей. Это очень сложная работа, которую обязательно нужно делать.

«СП»: - Как вам видится будущее нашей школы?

- Я уверен, что рано или поздно государство вернется к положительному опыту советской школы, что, собственно, мы кое-где наблюдаем. У нас просто нет иного пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире.

Фото: Фотохроника ТАСС.


СвободнаяПресса


На сайте работает система проверки ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Или кликните по ссылке: Отправить сообщение об ошибке
Спасибо!



Нравится



 Комментарии к статье:

Здесь комментарии могут добавлять только зарегистрированные на сайте пользователи!



 Читайте также:
Тетради, вызывающие гордость за город, в котором мы живем!
В России быстро и надолго прижилась часть американской культуры. Каждый студент гордится своим ВУЗом ...
(Новости) 01.09.16   Комментариев (0)
Билеты уже печатают
Сдача единого госэкзамена начинается в марте. Единый госэкзамен будут сдавать 644 тысячи человек. О...
(ЕГЭ) 10.03.16   Комментариев (0)
Владимир Цыренов: Уровень предметной подготовки выпускников школ имеет отрицательную динамику
Почему учителей-новаторов не воспринимала педагогическая наука, можно ли совмещать работу в вузе и в ...
(Школьное) 21.02.16   Комментариев (0)
Почему заявленная три года назад электронная образовательная среда так и не появилась в школах Бурятии
Отсутствие финансирования затормозило развитие проекта «Умная школа». В 2013 году республика вступи...
(Школьное) 18.02.16   Комментариев (0)
Ученый из Бурятии Даши-Нима Дугаров: На перезапись песен государственных денег жалеть не надо
Знаменитого учёного волнует состояние записей бурятских народных песен, сохранившихся в единственном ...
(Наука) 04.12.15   Комментариев (0)
Бурятия может стать центром биофарминдустрии
Для развития этого направления в Бурятии есть все: научные разработки, предприятия, которые работают ...
(Наука) 12.11.15   Комментариев (0)
Иван Ященко: «В современном мире математика нужна абсолютно всем»
В конце 2013 года была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерац...
(Школьное) 13.10.15   Комментариев (0)
Школа выставила счет
Что ждет учеников и родителей в этом учебном году Начался учебный год. В школы и детские сад...
(Школьное) 15.09.15   Комментариев (0)
Школьник и компьютер: новый подход к обучению
В наши дни компьютеризация учебного процесса вышла далеко за пределы кабинетов информатики. Учебные...
(Школьное) 28.08.15   Комментариев (0)
Индивидуальный подход к каждому ребенку положен в основу инклюзии
Эксперты подвели первые итоги реализации программы "Доступная среда" в системе общего образ...
(Новости) 30.06.15   Комментариев (0)
В озере Байкал будут ловить нейтрино
Первый кластер глубоководного нейтринного телескопа кубокилометрового масштаба Baikal-GVD вступил в строй(Наука) 13.06.15   Комментариев (0)
Правительство России увеличило финансирование дошкольного образования
Созданных за последние два года 788 тыс. новых мест в детских садах недостаточно, поэтому правител...
(Дошкольное) 13.05.15   Комментариев (0)
Почему советская школа была лучше нынешней
7 отличий, которые сказываются на качестве образования наших детей 18 апреля закончилась ...
(Школьное) 20.04.15   Комментариев (0)
«Британские учёные доказали»: Как не дать научным новостям вас обмануть
Правила, которые позволят отличить дешёвую сенсацию от настоящего открытия Наука становит...
(Новости) 15.03.15   Комментариев (0)
Инклюзивное образование детей-инвалидов: Что изменится в российских школах
Растет количество базовых общеобразовательных организаций с условиями для инклюзивного образования...
(Школьное) 07.03.15   Комментариев (0)
Некоторые итоги двадцатилетней работы на посту ректора БГУ
Степан Владимирович Калмыков, создатель первого и единственного в Бурятии классического университе...
(Высшее) 22.01.15   Комментариев (0)
Средства массовой информации проверят на знание русского языка
Весной минкомсвязь намерена опубликовать результаты мониторинга грамотности федеральных СМИ. И выс...
(Новости) 13.01.15   Комментариев (0)
Компьютеризация и феминизация: тенденции современной школы
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного соц...
(Школьное) 12.12.14   Комментариев (0)
Расшифрованы древние петроглифы
В Бурятии расшифровали древние наскальные рисунки в пещерах. Это закодированные в символах шаманск...
(Наука) 07.12.14   Комментариев (0)
Эликсир молодости изобрели российские ученые-биологи
Российские ученые из МГУ впервые в мире изобрели эликсир молодости - вещество, способствующее заме...
(Наука) 06.12.14   Комментариев (0)
Перечень системных нововведений Министерства образования, разрушающих высшее образование в России
1. Болонская система (бакалавры и магистры) Прикрытие: Сближение систем образования Росси...
(Высшее) 30.11.14   Комментариев (0)
Марина Содномпилова: "Ученикам навязывается глупая мысль, что буряты пришлый народ"
Профессор БНЦ СО РАН Марина Содномпилова и общественный деятель Булат Шагжин начали дискуссию об и...
(Наука) 24.10.14   Комментариев (0)
Молодежь Бурятии: "Дошкольная альтернатива"
Частный детский сад, центр раннего развития или семейная группа: что выбрать? Проблема с ...
(Дошкольное) 10.10.14   Комментариев (0)
Зачем ребенку детский сад?
Педагог Алина Радченко — о том, почему для детей необходимо создавать индивидуальную познавател...
(Дошкольное) 14.09.14   Комментариев (0)
Франц Шереги: «Подавляющее большинство современных первоклашек уже умеют считать, читать и писать»
1 сентября двери российских школ распахнулись для более полутора миллионов детей. Какие они, совре...
(Школьное) 03.09.14   Комментариев (0)





2008 - 2017 © Мой Улан-Удэ. Все права защищены
Копирование и цитирование материалов разрешено только с работающей гиперссылкой на www.moy-ulan-ude.ru
Администрация портала не несет ответственности за содержание комментариев. Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, а также за достоверность информации и телефонов, опубликованных в рекламных объявлениях.
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Бурятия   

  

Рекламодателям
e-mail: moy-ulan-ude@mail.ru